Людмила Николаевна Бушмелева
ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ
Дорогие нолинчане, сегодня я вас познакомлю еще с одной знаменитой нашей землячкой — это известный художник — Людмила Николаевна Бушмелева.
Людмила Николаевна родилась в 1945 году в городе Нолинск Кировской области. Закончила Художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (ныне Педагогический Университет). Излюбленные жанры – портрет, натюрморт. Активно разрабатывает и развивает собственную творческую манеру, которую можно условно определить как «наивный реализм».
Персональные выставки художника проходили в России и Германии. Людмила Бушмелёва – участник всесоюзных художественных выставок, Серебряный призер Всесоюзной выставки художников-непрофессионалов, а также участник многих крупных групповых выставочных проектов. В декабре 2010 г. принимала участие в художественной выставке «Рождественская сказка» в Российском центре науки и культуры в Брюсселе. В марте 2011г. участвовала в художественной выставке «Весенняя капель» (Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.Островского).
Одиночество, взросление, старение и, почти всегда, – ожидание. Всё это – в зеркале разных эпох русской истории минувшего столетия, которое мы прошли все вместе: периода кризиса веры, эпохи послевоенного наследия, безвременья 1970-80-х гг. Пронзительная тоска провинциального русского города, и рядом – удивительные натюрморты, где бурное цветение почти всегда соседствует с увяданием и распадом. Полотна Людмилы Бушмелёвой как будто ведут нас от конца 1960-х гг., и прямо до самого конца 2000-х годов. Как назвать её живопись? Может быть, «наивный реализм»?
Людмилу Бушмелёву несомненно можно отнести к художникам, наследующим классическую традицию русского реализма и соответственно предпочитающего осмыслять и эстетизировать собственный творческий опыт именно в реалистической манере. При этом уникальной особенностью бушмелевской поэтики является то, что доминанты на протяжении всего этого внушительного периода ее творчества качественных изменений не претерпевают. В основе художественного пространства Бушмелёвой – ожидание, беспокойство, тревога, в ее произведениях – независимо от жанра или сюжета – мир застыл в ожидании перемен, перелома, сдвига, которые так и не происходят.
Уже в относительно ранней работе – «Натюрморт с рыбой» (1968г.) – подчеркнуто убогие детали натюрморта – наполовину пустая стандартная бутылка из-под пива, вобла, два куска черствого хлеба, составляя совершенную в своей композиционной законченности картину, поэтизируют беспросветный советский быт, но главное – как будто подготовлены к приходу гостей. Мир не меняется, гости не приходят – ни в этой, ни в значительно более поздних – «Одинокие» (1985г.), «Ожидание» (2010г.).
Ожидание изменений, преображения – центральная тема картины «Ранняя весна (Подростки)» (1986г.); мальчик на переднем плане как будто обращается к миру с немым вопросом – «Что будет дальше»? Как у всякого думающего художника, у Бушмелёвой в рамках одной работы параллельно развиваются несколько смыслов и, если на первом плане неизменно ожидание и связанные с ней – тревога, одиночество, другие планы отсылают нас из опыта личных переживаний в опыт исторический. Так, например, старухи из «Одиноких», конечно, представляют военное поколение, а подростки из одноименной работы отсылают к смутному времени конца 1980-ых – начала 1990-ых, «Тревожный ветер» (1993г.) – яркий символ продолжения смуты уже в середине 1990-ых.
Особую роль для художника играют цветы. «Ландыши» (1994г.), «Герань» (1994 г.), «Розы» (1999г.), «Бархатцы» (2009г.), и др., – с одной стороны, это воспевание мира природы как совершенной красоты, продолжение романтической стратегии утверждения природы в качестве главной и единственной подлинной ценности бытия. С другой – композиционно работы выстроены таким образом, что в них обязательно сочетается бурное цветение с увяданием и распадом. Такова трагическая метафора жизни.
Еще одна тема, вытекающая из только что описанной, – тема времени. Наиболее яркое развитие среди представленных работ эта тема получает в «Старинных часах» (1987г.), где неумолимый ход времени подчеркнут не только внешностью старой женщины, но и часами на заднем плане, и отрывным календарем. Та же тема подчеркивается и работами «Новодевичий» (1968 г.), «Ночь» (1992 г.) – уходящие, растворяющиеся в темноте, хоть и освещенные внутренним светом церкви являются красноречивой характеристикой времени. Свет оставляет надежду, без которой немыслимо ожидание. Эта надежда, конечно, лучше всего поддерживается утверждением природной подлинной красоты, красоты цветка, дерева, озера, тела («Отражение», 2010 г.). Красота придает ожиданию смысл, а испытание ее творчеством остается для художника главной задачей.
Материал подготовила Елена Ершова