Павел Михайлович Пермяков
ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ.
Дорогие нолинчане, сегодня я вас познакомлю еще с одним знаменитым нашим земляком — это художник Павел Михайлович Пермяков, с. Татаурово, Нолинский р-н.
Детство (1923-1938 гг.)
Павел Михайлович родился 27 февраля 1923 года в д. Никитинцы Курчумского сельского совета Сунского района Кировской области в крестьянской семье Михаила Леонтьевича и Федосьи Тарасовны Пермяковых. Из 8 детей выжил один — Павлуша. Он оказался самым крепким и стойком. В 1927 году умирает отец, без кормильца мать трудно поднимала на ноги сына.
Павел учится в школе села Курчум, мальчик даже не помышляет о том, что судьба одарила его необыкновенным искусством – талантливо отображать свои мысли и чувства с помощью кисти и красок на холсте. Курчум – одно из самых древних сел нашей области. Оно уютно расположилось на холме Вятских увалов. Уже самые ранние впечатления от окружающей природы активно формировали самобытный, сильный характер будущего художника.
Первый учитель Исупов Григорий Иванович познакомил пятиклассника Пашу Пермякова с основами рисования, научил любить окружающий мир, воспитал потребность изображать его на бумаге. Павел хорошо усвоил эти уроки. Несмотря на свои юные годы, мальчишка развивает силу воли. В его возрасте, особенно весенней порой, каждому хочется бежать на улицу и резвиться с друзьями на лоне пробуждающейся природы. Вместо этого Павел настойчиво рисует, развивает руку, пробует разные жанры. Ставит непосильную для подростка задачу: «Пока не закончу картину, никакой улицы!» Он сдержал своё слово. Слово человека сильной воли.
Юность (1938-1941 г.г.)
Сложным стал путь профессионального поиска будущего живописца. В 1938 году после окончания Курчумской семилетней школы юноша поступает в Кировское медучилище. Проучившись в нём один год, из-за материальных трудностей переходит в железнодорожное училище, где получает специальность слесаря-паровозника. Романтической казалась эта профессия – управлять паровозом, ремонтировать его.
Война (1941-1945 г.г.)
В 1941 году Павлу Михайловичу исполняется 18 лет, он получает «броню» — отсрочку от фронта: нужны в тылу и слесари, и кочегары. Позднее в разговоре о тех суровых годах на станции Верещагино Пермской области он скажет: «Что и говорить, всем в войну было трудно, и нам тоже: набросаешься за смену уголька в топку, а поесть – хлеб да кипяток с кусочком сахара, откуда только силы брались – видно молодость помогала. Голодно было, быстрее спать ложились, чтоб о еде не думать».
Позднее приставили смышлёного паренька к старому мастеру Петру Агееву, который ремонтировал точные механизмы в управлении паровозов. «Приглядывайся, но недолго, скоро военный заказ будем делать», — предупредил опытный наставник. Вот так вятский юноша освоил устройство паровоза, например, знал несколько способов установки манометров. Начинается самостоятельная работа в должности слесаря-автоматчика на грузовом паровозе № 2590 Ф.Д. (Феликс Джержинский), получившем во время войны звание «Лучший комсомольский локомотив 1942 года». Павел Пермяков и ещё трое юношей придумали использовать в качестве топлива не дрова, а паровозную нефть. Необычно для тех времён и экономно. Главное – облегчили труд всей бригады. На фронт везли солдат, военную технику, продовольствие…
«Крокодил на паровозе» — так называлась станционная рукописная газета, в которой высмеивались неполадки на железной дороге, критиковалась недобросовестные рабочие. Редактором и художником этой газеты назначается Павел Пермяков. Несомненно, самым интересным в «Крокодиле» стали рисунки редактора газеты. Именно эти первые публичные зарисовки, по мнению Павла Михайловича, стали первыми шагами в большую живопись: «Я не думал, что та редакторская работа подтолкнет меня впоследствии к моему большому увлечению рисованием, приведет в школу, где я с удовольствием буду учить живописи ребят сначала в Сунском районе, а потом в Татаурове». В 1943 году от сквозняков, холода и недоедания Павел Михайлович заболел воспалением легких, а позднее услышал от врачей диагноз — туберкулёз лёгких. Болезнь проходила в острой форме. Результат – инвалидность, запрет работать на паровозе, долгожданное возвращение на Вятку, к матери в Курчум. К счастью, здоровье постепенно возвращалось. В течение двух лет работает директором Дома культуры: неутомимый юноша проводит политинформации, «громкие читки новостей с фронта», организует акции «Всё для фронта, всё для победы», готовит концерты с молодёжью. Конечно, ему постоянно приходилось что-то оформлять, поэтому все это время не расстается с кистью и красками: появляются новые и новые наброски будущих картин.
Послевоенное время (1945-1954 г.г.)
После войны мужчин в колхозе не хватало, а Павел Михайлович, хоть и недомогал, но активистом был всегда. Его назначили председателем колхоза «Труженик» Сунского района. «Еще труднее было, чем на паровозе: там хоть дело свое знай и работай, а здесь народ – бабы, девки, парни да пятеро мужиков, вот весь колхоз… сил не хватало. Но сказали «Надо!» И работал. Только в 1950 году ушел в школу учителем рисования и физкультуры, стал работать вместе с женой Алевтиной Семёновной», — вспоминал Павел Михайлович.
Период жизни в селе Татаурово (1954-2005 гг.)
В 1954 году супруги Пермяковы вместе с сыном Валерием и дочерью Антониной переезжают в село Татаурово — центр Татауровского района, в котором проживало около 14 тысяч человек. Супруги Пермяковы продолжают учительскую деятельность в Татауровской средней школе, которая потребовала повышения профессионального мастерства. В 1958 и 1973 годах Павел Михайлович заканчивает два факультета Заочного народного университета искусств: рисунка и живописи и декоративно-оформительского.
Дружная семья Пермяковых крепко пускает свои корни на татауровской земле. Вырастили трёх замечательных детей и дали им высшее образование. Сыновья Валерий и Николай унаследовали отцовский талант. На протяжении 29 лет Павел Михайлович преподаёт рисование, черчение, труд, физкультуру. Увлеченно занимается фотографией (собирает собственный фотоаппарат!), оформительской работой, изготовлением масок для новогодних праздников, артистично играет на гармошке.
Молодая учительская пара активно занимается культурно-просветительской работой на селе: участвует в концертах, встречах со знаменитыми земляками, такими, как писатель Андрей Блинов, Василий Субботин. Павла Михайловича помнят ученики. У Александра Вениаминовича Питиримова, выпускника 1972 г., ныне журналиста газеты Советского района «Вести трехречья», есть рассказ «Картина», в котором он пишет следующее: «Надо отдать должное Павлу Михайловичу. Учил он нас основательно, а ко мне относился по-отечески. Болезненно воспринимал мои художественные неудачи и от души радовался успехам. Усердно корпел вместе со мной над штрихами и мазками. Бывало, брал мою руку в свою и направлял карандаш в правильную сторону.
Думаю, я был примерным учеником, ведь рисовать очень любил». По-разному случалось в жизни: бывало и плохое настроение, и неудачи на работе, и неполадки в семье. В таких случаях Павел Михайлович уходил в творчество. Оно успокаивало, оно восстанавливало силы, оно подавало надежду и способствовало разрешению проблем. Через всю жизнь он пронёс верность любимому делу. Рисовал пейзажи с изображением села Татаурово и его окрестностей, мест, связанных с историей рода художников Васнецовых, а также натюрморты, портреты, картины на духовную тему.
Период жизни в Татаурове является расцветом творчества Павла Михайловича. Его картины выставляются на республиканских, областных, районных выставках и приносят успех художнику, который на протяжении 25 лет являлся членом областного клуба художников (г. Киров). За свой труд награждён грамотами департамента культуры и искусства Кировской области, Российской академии образования, Министерства культуры РСФСР и другими.
За десятилетия творчества накапливается более 200 работ разной тематики и разных жанров. Ими увешаны стены небольшого дома. От неправильного хранения полотна приходится постоянно подрисовывать, подкрашивать. Павел Михайлович обращается к местным властям с гениальной идеей создания в селе музея. Для этого требуется помещение. Это случилось в конце 80-х, в годы перестройки. Никто не поддержал сельского художника. Прекрасно владея столярным и плотницким инструментом, встретив 65-летний юбилей, пожилой человек самостоятельно ставит стенки на чердаке дома, мастерит пятиметровую лестницу с перилами, развешивает полотна и обустраивает домашнюю КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ. Единственную на то время в Кировской области! На её торжественное открытие (июнь,1991) приезжают гости из областного центра и районов. Об этом знаменательном для с.Татаурова событии снят фильм «Художник».
С тех пор татауровцы получили возможность прикоснуться к прекрасному: в любое время открытой души Человек Павел Михайлович Пермяков был рад гостям. Жаль, что уже нет с нами этого Мастера, но удивительно: память о нём живёт среди односельчан в его картинах. Их бережно хранят его дети и внуки.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Ирина Манинец
Материал подготовила Е. Ершова
Открытие галереи