Борис Петрович Чирков

ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ.

chirkovДорогие земляки, сегодня я вам хочу рассказать еще об одном нашем земляке, талантливейшем актере театра и кино, который снялся в 59 кинокартинах. Это Борис Петрович Чирков (13.08.1901—28.05.1982 гг.) — советский актёр театра и кино, педагог и исполнитель песен в кинофильмах. Народный артист СССР (1950), Лауреат Государственной премий СССР (1941) — за участие в кинотрилогии о Максиме, Лауреат Государственной премий СССР (1947) — за участие в фильме «Глинка», Лауреат Государственной премий СССР (1949) — за участие в фильме «Суд чести», Лауреат Государственной премий СССР (1952) — за участие в фильме «Донецкие шахтеры», Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль» (1960), Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу» (1968), Герой Социалистического Труда (1975), Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва.

Борис Чирков родился 13 августа (31 июля по старому стилю) 1901 года в с. Лозовая – Павловка, Славяносербский уезд, Екатеринославской губернии, Российской Империи (сегодня это г. Брянка, Луганской области, Украина). В 1908 году семья Чирковых возвращается жить в город Нолинск Вятской губернии, так как отец Бориса Петр Петрович Чирков, был родом из Нолинска. А на Павловских рудниках отец отбывал ссылку за участие в студенческих волнениях (изначально был сослан в Сибирь, но когда там заболел туберкулезом и ему был нужен более мягкий климат, то получил от властей снисхождение и был отправлен на Павловские рудники, где в продолжении работал бухгалтером). Там отец Бориса и познакомился с его матерью Марией Игнатьевной Липской, которая работала кассиром в одном из магазинов в то время. Дед Бориса Петровича ( по линии отца) — Петр Григорьевич Чирков — был купцом II Гильдии г. Нолинска, его бабушка Ольга Яковлевна Чиркова (Небогатикова). А его прадедом был знаменитый нолинский купец Яков Евсеевич Небогатиков. По линии матери дед Бориса Игнатий Липский был из поляков, бабушка была из крестьянской семьи родом из-под Царицыно.

dom-chirkova

Дом в г. Нолинске — ул. К. Маркса, № 17 (на углу улиц К. Маркса и Коммуны), в котором жил Борис Петрович Чирков. Сейчас на доме установлена мемориальная доска артисту.

plita-chirkovu

Из воспоминаний Бориса Чиркова в его книге «Азорские острова». «Городок наш был маленький, в стороне от железной дороги — глухой уголок. Теперь даже и представить себе трудно, каким захолустным мог быть центр уезда… Даже электричества мы у себя не видели. Только почтовая пара привозила письма и газеты два раза в неделю…» — вспоминал Борис Чирков.

staryj-nolinsk

image

В семилетнем возрасте Боря пошел учиться в местную школу второй ступени.

shkola

plita-na-shkole

На фото реальное училище в г. Нолинске по ул. Ленина д.№13, которое располагалось на втором этаже этого здания, где учился Борис Петрович Чирков. А на первом этаже в этом здании в то время располагался «Торговый Дом братьев Небогатиковых».

Первые творческие шаги.

Когда Борис учился в старших классах, отец решил привлечь его к театральной самодеятельности. Сам он давно играл в театральных постановках местного Общества любителей драматического искусства, вот и решил приобщить к этому делу и сына. Поначалу юный Бориска работал в будке суфлером, но затем ему стали доверять и небольшие эпизодические роли. Позднее Борис Чирков вспоминал: «Когда у себя дома, в Нолинске, я часто и с удовольствием играл в любительских спектаклях, то никогда и в мыслях у меня не было, что смогу стать настоящим, профессиональным актером. Для этого надо ведь иметь и подлинный талант, и выразительную внешность, и много еще всяческих свойств и достоинств, которым у меня и взяться-то было неоткуда…»

staryj-gorod

Дом купца Суслопарова в г. Нолинске по ул. Коммуны №7 (сейчас м-н «Кулинария»), в котором в то время находилось «Общество трезвости» на втором этаже, а при нем и Драмкружок, где и начинал свои первые творческие шаги Борис Чирков.

 

Выбор профессии.

Осенью 1921 года Борис Чирков с несколькими товарищами решает отправиться на учебу в Петроград. Шесть суток они ехали до «колыбели революции» и все вместе поступили в политехнический институт. Однако после нескольких месяцев обучения наш герой внезапно понял, что точные науки совершенно не его стезя. Надо было определяться с выбором другой профессии. Но какой? И тут на помощь к нему пришли его друзья. Сам он так вспоминал об этом: «Мою участь решили Сережка Кадесников и Алешка Зонов, сами, безо всякого моего участия. Через некоторое время они мне объявили, что мне предстоит экзамен в только что учрежденный Институт сценических искусств. Я опускаю период выяснения отношений между нами, слабую мою борьбу за собственную эмансипацию, за то, что я сам буду решать свою судьбу. Дело кончилось тем, что я принялся готовиться к испытанию моих театральных возможностей и способностей. Я старательно повторял отрывок из «Мертвых душ», учил басни Ивана Андреевича Крылова и с упоением декламировал зачитанное, истрепанное по концертам и любительским выступлениям весьма драматическое стихотворение Мережковского «Сакья Муни». Через несколько дней подготовка была закончена, но, когда Серега объявил, что завтра он будет сопровождать меня на экзамен, я понял, что ни внутренне, ни внешне не приспособлен к такому роду деятельности, к которому меня решили определить мои товарищи». Несмотря на страх перед экзаменами, он все-таки сумел собраться и достойно выступить перед экзаменами. И его приняли, несмотря на то, что конкурс в это заведение был огромный. «Значит, что я все-таки умею», — радостно подумал про себя наш герой. Стипендию Борис Чирков начал получать только на третьем курсе и поэтому по ночам работал грузчиком в порту. Он был молод и полон сил и никогда не унывал. В студенческих постановках Борис Петрович чаще всего выступал в роли комического героя. Вместе с двумя своими сокурсниками — Черкасовым и Березиным — Чирков создал прекрасный комедийный номер под названием «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». В роли Паташона выступил наш герой». http://ok.ru/video/2725972690

 

 С 1926 года он, окончив Ленинградский институт сценических искусств, начал работать в Ленинградском ТЮЗе. Одной из первых театральных удач актера стала роль Санчо Пансы в спектакле «Дон Кихот». Это были первые шаги в искусстве. Но ведь именно первые шаги часто определяют и будущую походку. Такие черты образа Санчо Пансы, как смесь простодушия и лукавства, юмор и народная стихия, — так или иначе, отозвались во многих последующих работах Чиркова. «Именно в театре Борис Чирков встретил и свою первую любовь — актрису Елизавету Уварову. Они стали жить вместе в гражданском браке. Именно от этой женщины наш герой перенял безумную страсть к книгам. Вскоре все ленинградские букинисты знали Чиркова, который, не жалея денег, приобретал редкие книги».

 

Первые шаги в кино.

Кино Борис Чирков полюбил задолго до того, как начал в нем сниматься. Еще до революции он — мальчишка города Нолинска Вятской губернии — бегал смотреть на чудеса «синематографа». Прошли годы, кино повзрослело, Чирков — тоже, но ощущение чуда на каждом киносеансе не покидало его. В кино он начал сниматься в 20-е годы. Среди его первых работ: Паташон в картине Евгения Червякова «Мой сын», Орский в приключенческом фильме Александра Иванова «Луна слева» и Гришка в фильме режиссера Кроля «Родной брат». Надо сказать, что от первых своих работ начинающий актер испытал некоторое разочарование, — чувство, хорошо знакомое тем, кто дождался долгожданного. Разочароваться было отчего – не имея опыта съемок, Чирков старался вложить в роли весь свой театральный опыт. Однако кино – не театр. Рассказывают, что когда Чирков впервые увидел себя на экране в фильме «Родной брат», он, сгорая от стыда, убежал из темного просмотрового зала, так и не досмотрев фильма. Из неудачи Чирков извлек урок: понял, что в кино актер должен применять совсем иные выразительные средства, нежели в театре, что, как он скажет позже, — «не все доброе для театра можно тащить с собой на экран».

Новое кино, новые роли Впервые в звуковом кино Борис Чирков снялся в крохотном эпизоде, сыграв болтливого парня, занявшего телефон-автомат, в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна». Именно Борис Чирков показался для этой роли на редкость славным… Заключался в нем особенный, драгоценный дар — удивительная задушевность.

Козинцев и Трауберг обратили внимание на молодого актера и пригласили Чиркова принять участие в следующем фильме «Путешествие в СССР», предложив уже не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу «Дети капитана Гранта». Фильм этот так и не был снят режиссерами, но их дружба с Чирковым все крепла и крепла. И когда был написан сценарий звукового фильма «Большевик», то Чиркова сразу же пригласили исполнить роль рабочего парня Демы. Главную же роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий «Большевик», но на первой же репетиции режиссеры поняли, что Максима должен играть только Борис Чирков и никто кроме него. А уже в ходе работы название картины изменилось с «Большевика» на «Юность Максима». На экране актеру удалось создать не монумент героя революции, а живого человека во плоти и крови, «революцией мобилизованного и призванного». Зрители впервые увидели в чирковском Максиме конкретного, живого парня, делавшего революцию. Кинолента заканчивалась словами: «До свидания, Максим!» Но Максим, блистательно созданный Борисом Чирковым, не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. Потому, три года спустя, появился фильм под названием «Возвращение Максима». А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии – «Выборгская сторона», где действие происходило уже после Октябрьской революции. Здесь герой Бориса Чиркова уже учился управлять государством.

Сам Чирков в одной из своих статей вспоминал о том, что когда он работал над ролью Максима, то ему казалось, что «ты все еще закладываешь фундамент будущего дома своего искусства, а на самом деле в это время уже крыл крышу своего лучшего здания». Последствия славы Чирков осознал быстро.

Он писал в своей книге «Азорские острова»: «Пожалуй, ни один деятель искусства не выслушивает такого бурного проявления чувств своих поклонников, как актер. Никого, как актера, не окружают такой пылкой любовью и восхищением, никого так восторженно не благодарят за его творчество… Но ни к кому так быстро и не охладевают». Актера часто останавливали на улицах и спрашивали у «Максима» житейского совета. Чиркову шли письма с адресом «Ленфильм». Максиму» – и доходили. Младшая сестра Галя спрашивала: «Боречка, и как же ты стал таким знаменитым?» Он отвечал: «Сам не знаю, просто повезло». http://ok.ru/video/3664382080

Одновременно с «Юностью Максима», Чирков снялся в роли старого крестьянина в фильме «Чапаев»: роль небольшая, но запоминающаяся. Зрители надолго запомнили старика с хитрыми глазами, пытливо «допрашивающего» Чапаева: «А вот, Василий Иваныч, мужики сумневаются: ты за большевиков, али за коммунистов?»…

Чирков вообще нередко демонстрировал мастерство перевоплощения. Так, например, в картине «Депутат Балтики» 36-летний актер блестяще создал образ старого профессора.

А вот в роли Степана Паутина — героя фильма Сергея Герасимова «Учитель» — Чирков был ближе к самовыражению, чем к перевоплощению. Сельский учитель Степан Паутин — интеллигент в первом поколении. Актер создал характер тихий и скромный, но бесконечно терпеливый и настойчивый, обладающий огромными внутренними силами, — настоящий символ, сотканный из света идеи, а также мудрости и строгого, но справедливого добра.

3 апреля 1938 года в «Ленинградской правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Б. Чиркова орденом Ленина. Буквально через несколько недель после этого он навсегда покинул Ленинград и стал москвичом. Причем, этому переезду сопутствовали события весьма драматические. В том месяце наш герой должен был в числе других актеров театра и кино выступить в Большом театре на торжественном концерте, посвященном очередному съезду ЦК ВЛКСМ.

Приехав в Москву за несколько дней до концерта, Борис Чирков поселился в гостинице «Москва». Вскоре начались репетиции. Во время одной из них к нашему герою подошла балерина из кордебалета и, прямо глядя ему в глаза, произнесла: «Значит, вот вы какой — Максим? Я давно мечтала с вами познакомиться». — «Так в чем же дело?» — не растерялся Чирков, пораженный красотой той женщины. Получив телефон новой знакомой, наш герой уже на следующий день позвонил ей домой и был приглашен на ужин.

Между тем торжественный концерт в честь юбилея комсомола состоялся в точно назначенное время. Выступление Чиркова на нем последовало сразу после выхода на сцену певца Ивана Семеновича Козловского. Борис исполнил под гитару несколько песен, в том числе и песню Максима. Зал бурно аплодировал артисту.

Тем временем Чиркова на улице уже ждала машина, чтобы отвезти на Ленинградский вокзал. Его пребывание в столице заканчивалось. Однако уезжать в Ленинград Борису не хотелось.

Те несколько дней, что он провел со своей новой знакомой, перевернули всю его душу. Балерина уговаривала его остаться, но он не мог этого сделать, пока в Ленинграде его ждала другая женщина — Елизавета Уварова, с которой он прожил бок о бок более десяти лет. Прежде чем навсегда расстаться с ней, он должен был объясниться.

Приехав на вокзал, Чирков нашел свой вагон и уже хотел было войти в него, как внезапно заметил трех незнакомых мужчин. Они быстро приближались к нему, и лица их не предвещали артисту ничего хорошего. Чирков напрягся, ожидая самого худшего. «Вы — товарищ Чирков?» — спросил артиста один из подошедших. «Да, я» — ответил он. «Вам придется проехать с нами». — «Но у меня поезд уходит через несколько минут». — «Не беспокойтесь, это не последний поезд в вашей жизни». И Чирков обреченно шагнул вслед за мужчинами.

По дороге ему казалось, что они едут на Лубянку. Однако машина внезапно свернула к Кремлю и въехала в Спасские ворота. Затем вся процессия вошла в один из подъездов Дома правительства. Через несколько минут Чирков оказался в кабинете самого председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Хозяин кабинета был на месте, при виде гостя шагнул ему навстречу и произнес: «Нехорошо, Борис Петрович. Были в Москве и даже не попытались встретиться со своим родственником»…

*прим. автора ( бабушка Бориса Чиркова Ольга Яковлевна Чиркова (Небогатикова) и мать Вячеслава Молотова Анна Яковлевна Скрябина (Небогатикова) были родными сестрами).

29 ноября 1939 года Чирков вместе с актером Михаилом Жаровым совершил свою первую заграничную поездку — в Польшу. Причем, ехали они туда на автомобиле. Когда приехали, то очень удивились, что Максима знают и там. Им рассказывали, что на фильмы трилогии (кинотрилогия о Максиме, в которой Чирков сыграл главного героя) очередь становилась с 12 часов дня, хотя сеансы начинались вечером. При этом барышники активно скупали билеты и спекулировали ими возле кинотеатра. http://ok.ru/video/38454889196

Хочется отметить, еще одну деталь в жизни артиста. Огромную роль в формировании певческих данных у Бориса Чиркова сыграл его учитель пения Нолинского реального училища Анатолий Андреевич Переверзев (преподавать в реальное училище Нолинска он был приглашен нолинскими меценатами аж из самого Петербурга). Анатолий Андреевич был одним из первых, кто оценил дарование Бориса Чиркова, как исполнителя романсов. Борис пел дискантом! Учитель прочил ему карьеру оперного певца. Но у Бориса Чиркова случилась ломка голоса и он стал петь с надрывом. В итоге Борис знаменитым певцом не стал, но стал прекрасным актером. http://ok.ru/video/5725554149

40-е годы

Продолжал Борис Чирков сниматься и в годы войны. В это тяжелое для страны время требовались фильмы, поднимающие дух советского народа. Зачастую это были сатирические комедии, высмеивающие врага. Советский солдат в них всегда представал находчивым и непобедимым. Таким был и «Антоша Рыбкин» режиссера Константина Юдина. Чирков сыграл в нем повара-бойца, успешно проникающего в тыл к фашистам и наводящего там панику.

Были и более серьезные картины. В исторической ленте Владимира Петрова «Кутузов» Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида Лукова «Александр Пархоменко» — остро гротесковую роль хвастливого атамана Махно. Тем не менее, все эти роли не отличались особой глубиной. Если враг – то он должен быть ничтожным, если положительный герой, то в нем должно было присутствовать обобщающее начало при отсутствии индивидуальных черт. Такой обобщающий образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «Иван Никулин — русский матрос».

Не изменилась ситуация и в первые послевоенные годы. Так в явно неудачном фильме «Суд чести» Чирков играл якобы обобщающий образ советского ученого, борющегося с «космополитизмом» в медицине. Даже в биографической ленте «Глинка» актер, играя главную роль, создавал опять же образ композитора вообще, а не конкретного человека. Тем не менее, несмотря на всю неубедительность фильмов зритель, благодаря великой игре и огромному обаянию актера, воспринимал и любил его героев.

 

Навеки в памяти

Расцвет творчества Бориса Чиркова пришелся на вторую половину 50-х и 60-е годы – период обновления советского кинематографа. Одной из первых значительных его работ стала роль хирурга Чижова в комедии Калатозова «Верные друзья». Актер блистательно сыграл эту роль, наполнив ее задушевностью, в результате чего, чирковский Чижов превратился из скучного резонера в лукавого, наивного и мудрого простака.

Чиркову вообще всегда удавались роли современников. За все время он лишь раз снялся в классике – в 1953 году в фильме-спектакле «Нахлебник» по Тургеневу он сыграл Кузовкина. Наверное, в этом плане наш кинематограф потерял, но талант многих актеров зачастую используется однобоко.

Зрители любили Чиркова именно за похожесть на рядового советского человека, чем режиссеры и пользовались. Чирков же, выступая на экране от имени зрителя, стал, по сути, символом того времени. Гаврила Черноиваненко в военной ленте «За власть Советов», Санитар Жилин в драме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек», Лещук в производственной киноповести «Мечты сбываются», Гаврила Романович Бирюков в военной киноленте «Живые и мертвые», туалетный работник в сатирической комедии «Каин XVIII» — эти и другие персонажи запомнились миллионам советским зрителям. Свои последние роли актер сыграл, когда ему было за 70… http://ok.ru/video/38421400300

Борис Петрович Чирков умер 28 мая 1982 года, в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля, где ему стало плохо…»

Это был пятый инфаркт… Чирков так и не оформил персональную пенсию – постеснялся. Мечтал сыграть Льва Толстого – не успел. 28 мая 1982 года, в день своей смерти, Чирков отправился в Кремль на заседание комиссии по присуждению Ленинских премий. Он дружил с отцом Кирилла Лаврова и очень переживал за сына товарища, уже состоявшегося в профессии. Желал, чтобы именно Лавров-младший получил премию. Чирков опаздывал на заседание и, чтобы успеть, почти бежал. Актеру стало плохо прямо в Георгиевском зале. Его увезли на скорой, но спасти не смогли.

Похоронили великого актера на Новодевичьем кладбище» в Москве.

kladbishhe

О последнем дне его жизни рассказывает жена, Людмила Чиркова: «В маленькой передней, прямо против входа, висит чеканка. На ней изображен русский воин, витязь. Внимательные глаза на красивом, обрамленном бородой лице смотрят прямо на вас, а в руках чаша, на которой написано: «Во славу русского искусства. Борису Чиркову» — и автограф автора. 27 мая 1982 года эту чеканку после спектакля «Птички», где Борис Петрович играл главную роль, ему вручил Юрий Петрович Машин, который был тогда директором завода «Хромотрон». Он рассказал, с какой любовью делал эту чеканку ее автор, неизлечимо больной рабочий завода, воспринимавший Бориса Петровича как витязя и богатыря искусства. Чирков был очень растроган подарком и на следующий день, утром, вооружившись инструментом, стал искать место, куда бы его повесить. И нашел. Светлый лик витязя должен был встречать входящих в дом. Повесив чеканку, он стал собираться в Кремль, где должно было состояться вручение Ленинских премий. Было это 28 мая в 14 часов 30 минут. Выходя из квартиры, Борис Петрович оглянулся на витязя и сказал: «Хорошо будет встречать!» Но витязь его не встретил. Борис Петрович в дом больше не вернулся. Из воспоминаний родных Бориса Чиркова:

– Мы сидели у его тела и ждали 4 дня, пока Брежнев укажет, где похоронить народного артиста, – вспоминают родные. – Без персонального ведома генерального секретаря сделать этого было нельзя. Наконец Брежнев назвал Новодевичье кладбище. Бориса Чиркова похоронили. Через 9 дней от тоски умер его любимый пес Антошка. Спустя 40 дней лопнула струна на его гитаре. Сегодня в семье Чирковых два Максима. Именем легендарного героя, которого сыграл в кино Борис Петрович, назвали сыновей дочь актера Мила и племянник Андрей. В семье шутят, что посидеть между этими двумя молодцами – счастье: все желания мигом сбываются.

1477993721

Жена Бориса Петровича Чиркова — актриса Людмила Геника — Чиркова
 doch
Дочь Людмила Чиркова — актриса, доцент кафедры актерского мастерства ВГИК им. Герасимова.
 s-ottsom
Борис Чирков с отцом Петром Петровичем Чирковым. К сожалению фото матери артиста пока найти не удалось.
Здесь можно приобрести книгу Б. П. Чиркова «Азорские острова» => http://books.academic.ru/book.nsf/60422378/…»Азорские острова» Здесь можно послушать книгу Б. П. Чиркова «Азорские острова» => аудиокнига http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3192641 Здесь можно почитать книгу Б. П. Чиркова «Азорские острова» => http://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/45550/str35.htm Материалы для темы => http://to-name.ru/biography/boris-chirkov.htm http://kinozal.tv/persons.php?s=����� ������&pid=5392 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чирков,_Борис_Петрович http://www.mega-stars.ru/actors/chirkov.php http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=669 http://www.kipov.ru/archi/aktery/boris-petrovich-chirkov/ http://persones.ru/biography-4578.html

Материал подготовила Елена Ершова. 

 

1 328 просм.

2 comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *