Леонид Иванович Хаустов

ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ.

хаустов Дорогие нолинчане, сегодня я хочу вам рассказать еще об одном очень известном нашем земляке — это Леонид Иванович Хаустов — поэт — фронтовик. Леонид Иванович Хаустов родился 31 августа 1920 года в городе Нолинске, скончался в Ленинграде 20 августа 1980 года.

     Леонид Иванович родился в семье, где отец Иван Васильевич Хаустов был геологом, а мать Лидия Ивановна преподавала в школе математику. Но в Нолинске семья Хаустовых прожила недолго, они переехали в село Новотроицкое Котельнического района (сейчас Шабалинский район). В семье Хаустовых было ещё два сына: Андрей, который впоследствии стал известным скульптором и живописцем и Ярослав, ставший военно-морским врачом.

    Осенью 1930 года семья Хаустовых переезжает в Ленинград (там они жили на улице Рубинштейна). В 1931 году Леонид Иванович начал заниматься в Доме литературного воспитания школьников под руководством С.Маршака. С 1936 года печатается в школьной «Красной газете». В 1938 году окончил среднюю школу.

Первая широкая публикация — стихотворение «Рябина» в журнале «Ленинград» (1940) — привлекла внимание музыкальностью, неподдельным лиризмом.

Ломать рябину красную,

На подволоку класть,

Какая-то неясная

В ней горечь есть и сласть.

И настоять рябиновой

В графине для друзей

Рябиновой, рубиновой

Для суженой моей.

     В 1941 году Хаустов окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (ускоренный выпуск) и направился на стрелково-пулёметные курсы Ленфронта. Участвовал в обороне Ленинграда, был тяжело ранен при переправе у Невской Дубровки.

     В 1946-1951 годах руководил литературной студией Ленинградского Дворца пионеров, а в 1952-1955 — литературным объединением ЛГУ. Наряду с оригинальным творчеством Хаустов занимался переводами, преимущественно украинских и белорусских поэтов. Первые книги Хаустова, появившиеся после войны — «Утренний свет» (Л., 1945), «Новоселье» (Л., 1947), «Дорогой мира» (Л., 1952).

   «Многие его стихи… посвящены Ленинграду, но тот город, который возникает в этих стихах, воспринимается скорее как музей, чем как один из крупнейших культурных и производственных центров нашей страны» (Б.Соловьев). Время показало, что речь в основном шла как раз о тех стихотворениях, в которых намечались лучшие черты творческой манеры Хаустова — приверженность петербургско-ленинградской культурной традиции, четкость строфы (в стихах о памятнике Пржевальскому Хаустов обращается даже к форме сонета, почти забытой в те годы), точность и запоминаемость формулировок.

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно-светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла»

(стихотворение «Художница» о мастерице дымковской игрушки).

Предметностью, умением воссоздать в слове давно ушедшее время отличалось стихотворение «Рождение города».

Сначала землянки да избы вразброс,

Да маковки темных часовен.

Но вот и проспекты скроили на рост,

И крепость срубили из бревен…

А Петр восседает, довольный вполне,

От пороху черен и пыли,

Не всадником медным на злом скакуне,

А просто на рыжей кобыле…

Образ города возникал и в стихах на «личные» темы:

Улиц пустынных гладь,

Плавный полет мостов.

Чудится мне опять

Шорох твоих шагов…

Тает ночная мгла.

Шпиль над Невой блестит.

Улица, как стрела,

В красный рассвет летит.

Город моих стихов.

Город твоих шагов.

Заметной вехой в творчестве Хаустов стал сборник «Черты биографии» (1958), появившийся в годы «оттепели». Гражданский подтекст безошибочно прочитывался в миниатюре, написанной в распространенном тогда жанре стихотворения-притчи:

Я на асфальте видел чудо:

Сначала вздулся бугорок,

Назавтра треснул, и оттуда

Пробился маленький росток…

Живому не бывать в безвестье,

Оно пробьется в мир сполна,

Когда есть солнце в поднебесье,

Когда есть в почве семена!

      Многие стихи поэта проникнуты чувством неповторимости человеческой личности и судьбы. Излюбленный прием автора — афористичная, подчас парадоксальная концовка, как, например, в стихотворении «Бабка» — на основе семейного предания о юной цыганке, вошедшей в русскую семью и рано умершей: Вот и холмик. Снимаю шапку…

Звездам — меркнуть, заре — алеть.

Девятнадцатилетняя бабка

Завещает мне долго петь!

    Удачно написана поэма «Опасная сторона», воскрешающая годы войны и блокады («…При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» — уличная надпись, знакомая каждому ленинградцу). «Ты, верно, солнце так любила, что шла опасной стороной», — вспоминает автор девушку, погибшую в блокадном городе. Через всю поэму проходит параллель между блокадой и Дантовым адом, возникает образ переводчика «Божественной комедии» — Михаила Лозинского, в блокадные дни работавшего над переводом «Рая».

Поэт, который русским словом

Нам слово Данте передал.

Он даже профилем суровым

Похож был на оригинал.

    Военная тема и в дальнейшем проходит через все творчество Хаустова, наряду со стихами о родном городе, о деятелях русской истории и культуры (Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, академик Павлов и др.) и многочисленными стихами, привезенными из поездок по стране и за рубеж. Наряду с оригинальным творчеством Хаустов занимался переводами, преимущественно украинских и белорусских поэтов. И.О.Фоняков

Книги можно почитать и приобрести здесь => http://anat-nut.livejournal.com/1028.html http://www.ozon.ru/person/293650/

Материал подготовила Е. Ершова.

хаустов     хаустов2    хаустов (1)

   хаустов 1

На фото Леонид Иванович Хаустов — поэт — фронтовик в разные периоды жизни.

  хаустов3

Рукопись Леонида Хаустова.

 

Пластинка с авторским чтением Л. И. Хаустова одного из своих произведений — поэмы «Опасная сторона»

пластинка

2 305 просм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *