Николай Иванович Костров

ИСТОРИЧЕСКИЙ НОЛИНСК. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ.

Дорогие нолинчане, сегодня я вам расскажу еще об одном нашем земляке, известном художнике-иллюстраторе Николае Ивановиче Кострове (19.05.1901 — 11.04.1996 гг.)

костров      Николай Иванович Костров родился в 1901 г. в селе Васильевском Нолинского уезда Вятской губернии в семье священника. Учился в духовной семинарии, потом в изостудии Вятки. В 1922 г. он приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ВХУТЕИНа (Академия художеств).

Среди преподавателей, у которых учился Костров, основным его наставником стал Михаил Васильевич Матюшин. В педагогической системе Матюшина важнейшее место занимало решение проблемы пространственного видения как основы пластического мышления художника. Костров писал в своих воспоминаниях об учителе: «Он сразу вызывал доверие, и мы охотно задавали ему вопросы. И узнавали, что М.В. Матюшин – один из зачинателей нового искусства, один из исследователей законов новой пластики, цвета и пространства. Один из славных художников-футуристов!».

костров     С Михаилом Васильевичем Матюшиным у Николая Кострова сложились прекрасные отношения. Домик Матюшина в Петрограде на Песочной улице стал штабом русского авангарда 1910–1930-х годов. Его гостями были К. Малевич, К. Петров-Водкин, В. Маяковский, В. Хлебников. Именно в этом доме Костров попал в новую для себя среду, познакомился с иным пониманием искусства, узнал о Елене Гуро (первая жена М.В. Матюшина). Михаил Васильевич регулярно устраивал вечера памяти Гуро. Он подхватил ее идеи и, развивая их теоретическими исследованиями, передавал ученикам. В гостях бывали и вятские художники – Евгений Чарушин, Юрий Васнецов. Николай Костров был на правах приемного сына.

костров1       «В 1925 году состоялась памятная встреча Николая Кострова с Виктором Васнецовым. Николай приехал в Москву и по просьбе деда зашел в гости к Васнецовым. Именитый родственник его очень тепло принял, показал дом, свои последние произведения, но, как рассказывал Костров, работы эти не произвели на него должного впечатления, однако он этого не показал, был вежлив, и расстались они очень хорошо. Виктор Михайлович пригласил его к себе на Рождество.. а Коля не пошел, вместо этого отправился на выставку «смотреть Матисса и Пикассо». Николай Иванович рассказывал: «Это были противоположности: французское искусство — Матисс, Пикассо, Сезанн — и русское» .

     В 1920–1930-х годах многие крупные ученые изучали цвет абстрактно, как физическое явление. Матюшин же впервые стал изучать цвет применительно к задачам изобразительного искусства. Он стал первым профессором в Академии художеств, который ввел в свою педагогическую практику изучение цветоведения. Николай Костров, возможно, оказался одним из самых последовательных учеников Матюшина. Ему передалось матюшинское понимание пространства: ощущение простора, ощущение взаимосвязи всех предметов…

        В 1926 г. учеба в Академии закончилась. Костров остался в группе у Матюшина. Но настоящей учебы, по существу, не было. Он считал, что углубленная работа его с Михаилом Васильевичем шла плохо, он вынужден был работать, чтобы выжить, а на творчество сил и времени оставалось мало. Совместная работа учителя и ученика шла до 1934 г., пока был жив Матюшин.

       В 1930 г. Костров отправился вместе с Е. Магарил в творческую командировку в Казахстан «наблюдать новую жизнь». От той поездки сохранились несколько акварельных набросков и карандашных рисунков казахов. Акварели выполнены в матюшинской манере, очень красочно, с использованием третьего цвета. В них еще чувствуется влияние учителя, но все же Костров уже пытается найти новые формы выражения. Эти наброски Костров использовал в работе над большой картиной «Ударная бригада на молотьбе в колхозе», которая была приобретена Русским музеем. А через несколько лет ее попросили взять обратно, т.к. она недостаточно соответствовала методу социалистического реализма. Николай Иванович сам ее уничтожил, та же судьба постигла и другие крупные работы Кострова этого периода.

    Художник поставил перед собой новую задачу – делать работы, помогающие строительству социализма. Но картины не получались. Это было самое сложное время в жизни художника. Костров начинает работать в Изогизе. Он писал картины на заказ, но все они имели мало отношения к настоящему искусству. Как говорил он сам, «это был ложный путь».

      Середина 1930-х оказалась переломным временем для художника и большинства его коллег. Учителя ушли раньше, чем началось политическое давление на учеников. «Левое» искусство переживало гонения, имя Матюшина стало запретным. Художникам пришлось выбирать. Николай Иванович вместе с друзьями начал работать в Детгизе, занялся иллюстрацией детских книг. Ему помогали Юрий Васнецов и Евгений Чарушин, вместе они образовали нечто вроде вятского землячества.

     С тех пор как в 1932 г. Костров взялся за иллюстрирование книг, живопись масляными красками отошла для него на второй план. Однако это не означало отказа от работы над цветом. В 30-е гг. он начинает работать в экспериментальной графической мастерской Ленинградского отделения Союза художников, причем работает преимущественно в технике цветной литографии. Свойственный ему способ выражения в эстампе характеризуется лаконичным обобщением форм, продуманной строгостью композиционного построения, ясностью пластических и тоновых отношений.

     В начале 1960-х художник словно пережил второе рождение. Костров возвращается к проблемам цвета, по-новому осмысливая уроки Матюшина. Через 30 лет, пройдя серьезную школу реалистического восприятия жизни, он вновь начинает писать так, что в его произведениях все предметы и окружающая среда находятся в тесной взаимосвязи. В конце 1970-х – начале 1980-х в пейзажах Кострова усилилось звучание цвета, манера письма стала более широкой и энергичной. Неслучайно художник выбрал для себя постоянной базой село Рождествено на реке Оредеж, куда периодически выезжал с 1953 г. Эти места – родина Набокова, здесь создавали свои произведения Крамской, Шишкин, Петров-Водкин. Так появилась серия работ «Оредеж». Художник работает сочными яркими пятнами цвета, по-детски восторженное восприятие природы переносится на бумагу. Пейзажи представляют собой сказочную картину природы, художник использует иногда элементы примитива, обобщая формы. Как сильно отличаются эти пейзажи от ранних «матюшинских» произведений Кострова! Исчезли прозрачность и легкость, но осталась неизменной непосредственность восприятия и чистота цвета. Произведения этого последнего периода его творчества, наряду с работами 1920–1930-х годов, несомненно, представляют значительный интерес для искусствоведов.

     В позднем творчестве Кострова влияние идей Матюшина проявляется все четче и определеннее. Николай Иванович по-своему осмысливает пространственную теорию Матюшина, но в общих чертах все же следует ей: произведения 1960–1980-х годов становятся связующим звеном с творчеством его учителя. В своих воспоминаниях он сам признавал необходимость более глубокого изучения теории Матюшина: «Идеи Михаила Васильевича в наше время, время освоения космоса и звездных полетов, становятся более значительными и современными». Познакомиться с работами Н. Кострова и других художников можно в музее «Царскосельская коллекция», расположенном по адресу: г. Пушкин, ул. Магазейная, 40, чт. – вс. с 11 до 17.

Николай Иванович Костров с супругой Анной Александровной и его автопортрет.

костров2

image

 

http://pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta/hudojnik-nikolay-kostrov.html http://www.people.su/57511

http://binokl-vyatka.narod.ru/B13/kostr.htm

Материал подготовила Елена Ершова

4 047 просм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *